Статьи

Роль микрофинансирования в развитии регионов

Благодаря микрофинансированию государство способно решить две основные цели:

1.     Оказывать помощь в становлении регионального малого бизнеса, тем самым приучая предпринимателей к работе с займами и формированию хорошей кредитной истории.

2.     Помогает преодолевать порог бедности во всех регионах.

Под микрофинансированием подразумевается предоставление финансовых розничных услуг на маленькие суммы, которые необходимы клиентуре с низким показателем доходов либо не обладающей возможностью пользования стандартными финансовыми предложениями. Сегодня под микрофинансированием понимают предоставление лизинга, хеджирования, страхования, кредитования, однако поначалу под этим термином понимали лишь микрокредитование.

Технология микрофинансирования предназначена для финансовой оправданности широкого спектра услуг для малообеспеченного населения и представителей малого бизнеса.

Развитие направления микрофинансирования связано с объединением ресурсов во всех регионах, а именно потенциальных источников, которыми могут быть:

·       заемные банковские средства;

·       капитал МФО некоммерческого типа;

·       сбережения со стороны населения, аккумулирующиеся в кредитных кооперативах;

·       безвозмездные целевые поступления денег из фондов поддержки малого предпринимательства;

·       корпоративные финансы;

·       средства из региональных бюджетов;

·       ресурсы из благотворительных фондов.

Ключевым источником деятельности микрофинансовых организаций является долевой капитал и сбережения участников кооперативов. В наше время растет роль внешнего финансирования, а потому банки стали предоставлять МФО кредиты на их развитие. При этом решающая роль кредитора по-прежнему остается на Банке развития, участвующем в финансировании малого бизнеса согласно Закону. Программы данного кредитного учреждения реализуются при помощи двухуровневой процедуры:

1.     Банк развития дает кредит региональному рыночному участнику.

2.     Региональный участник занимается кредитованием малого и среднего бизнеса.

При этом банк контролирует целевое применение полученных средств.

После проведения анализа на рынке микрофинансирования специалисты отмечают постоянный рост, что говорит о популярности и доступности этого направления среди населения. Для примера, хочется отметить, что в период с 2013 по 2014 годы объем российского рынка в данной отрасли вырос вдвое и составил сто миллиардов рублей. После мониторинга базы клиентов МФО выявили, что заемщиков можно подразделить на 2 категории:

1.     Начинающие предприниматели с рабочим стажем от года.

2.     Предприниматели, у которых возникла срочная потребность в получении кредита, без бумажной волокиты.

Именно благодаря участию государственных органов в формировании сферы микрофинансирования удалось создать целую сеть фондов. Российский рынок ориентируется на поддержку инновационного направления бизнеса, молодых предпринимателей и новых проектов.

Один из участников регионального развития российского рынка микрофинансирования выделил возможные направления микрокредитования:

·       займ с дальнейшим участием в проектном капитале;

·       долевое проектное участие и становление МФО как упаковочной компании.

Сегодня реализуются различные направления поддержки малого бизнеса на уровне регионов и федерации, где участвуют микрофинансовые организации.

Среди будущих принципов в развитии направления МФО в России называют следующие:

·       в любом регионе обязана быть хоть одна некоммерческая МФО и микрокредитная организация;

·       обеспечить доступ кредитно-сберегательных услуг во все крупные города страны;

·       ведущие банки должны вести политику взаимодействия с МФО в программах микрокредитования субъектов малого бизнеса.

27 Января 2016